Перспективы развития отечественного рынка газомоторной техники
На сегодняшний день максимальное практическое применение из альтернативных видов топлива нашел сжиженный природный газ (СПГ). Перспектива развития СПГ довольно радужная: в начале 2021 года была принята долгосрочная федеральная программа развития и поддержки производства природного сжиженного газа. Упор в ней сделан на расширение использования российских технологий. АО «РариТЭК Холдинг» —российское торгово-промышленное объединение по производству, сервису и продаже газомоторной техники — работает в данном направлении уже на протяжении 20 лет и вносит весомый вклад в программу развития применения СПГ в качестве моторного топлива.
Батыршин Р.Р.
генеральный директор,
АО «РариТЭК Холдинг»
РариТЭК начал свою работу 20 лет назад в качестве маленькой дилерской компании. В то время он только начинал развиваться и никем не поддерживался. В эпоху нефтяного бума мало кто был готов переводить грузовики и другую тяжелую технику на природное топливо. Однако специалисты компании увидели в этом большие перспективы и не прогадали. Рискнув стать новатором на рынке природного топлива 20 лет назад, РариТЭК сейчас является ведущим предприятием с собственными разработками и производственно-технической базой. Особое внимание в компании уделяется разработке новых технологий и процессов производства криогенных топливных систем, а также способам их внедрения на транспортные средства различных модификаций. Об успешных проектах компании мы расскажем в данной статье. Начнем с описания преимуществ и перспективах перехода на СПГ.
Преимущества СПГ-топлива
Сегодня переход на газовое топливо является мировым трендом, поэтому преимущества перевода грузовой и тяжелой техники на СПГ как никогда очевидны.

Во-первых, сжижение природного газа увеличивает его плотность в 600 раз, что повышает эффективность, удобство транспортировки и удобство хранения, позволяя расширить сферу его применения. Криобаки для хранения СПГ гораздо легче и компактнее баллонных систем для сжатого газа (КПГ), соответственно, становится возможным применение данного вида топлива не только на грузовой, но и на других видах техники, например, на дорожно-строительной и сельхозтехнике. Так емкость криобака в 500 л эквивалентна 13 баллонам (по 80 л) компримированного газа.

Во-вторых, цена на газ практически в три раза ниже, чем на традиционное нефтетопливо, что позволяет в 2,5 раза сэкономить затраты на горючее.
В-третьих, СПГ-топливо соответствует международным стандартам экологической безопасности. Использование автомобильной техники на природном газе значительно снижает негативное влияние на окружающую среду. В сравнении с бензиновыми двигателями, загрязнения и выбросы токсичными веществами от газомоторной техники существенно ниже. При этом совершенно отсутствуют загрязнения сажей, соединениями серы и свинца.

В-четвертых, использование метана в качестве моторного топлива в 1,5–2 раза увеличивает срок службы двигателя. Преимущества и ценность СПГ как альтернативного вида топлива убедили многих перейти на сжиженный газ. Но альтернатива должна быть доступна каждому. Поэтому на государственном уровне с помощью различных программ субсидирования стараются поддержать компании, приобретающие или уже имеющие в своем составе газомоторную технику на СПГ, кроме того, ежегодно выделяются средства из бюджета на увеличение количества стационарных КриоАЗС в регионах.
Производство техники на газобаллонном оборудовании стало мировым трендом, который пришел и в Россию. В марте 2021 года правительство РФ утвердило долгосрочную программу развития и поддержки производства СПГ, рассчитанную на 15 лет. В рамках федеральной программы планируется увеличить в три раза мощности по производству сжиженного природного газа в России к 2035 году. Кроме того, планируется значительно увеличить сети его доставки в отдаленные регионы России.
Перспективные инновационные разработки для газомоторной отрасли
Одной из перспективных инновационных разработок АО «РариТЭК Холдинг» является гусеничный экскаватор UMG серии E330C — это первый экскаватор в России на СПГ. Проект был разработан по запросу одного из постоянных клиентов РариТЭК — лидера нефтегазовой отрасли. Работы по переоборудованию экскаватора на СПГ велись совместно с партнером – производителем дорожно-строительной техники UMG.

В отличие от привычной дизельной версии, экскаватор на СПГ отличается своими неоспоримыми преимуществами, среди которых: высокие показатели экологичности (соответствие международному стандарту Евро-5), экономия на топливе в 2,5 раза, повышенный ресурс двигателя (ресурс газового двигателя Yuchai до 1 млн км), снижение эксплуатационных затрат. Данная техника отлично подходит для эксплуатации даже в условиях Крайнего Севера.

Кроме всего этого, данная версия экскаватора обладает великолепными техническими и эксплуатационными характеристиками:
  • экскаватор UMG E330C может выполнять значительные объемы работ в карьерах, на стройплощадках, при прокладывании траншей, разработке котлованов, насыпей и так далее;
  • кубатура ковша варьируется по объему от 1,25 до 2 м3;
  • с обзорностью при работе у оператора проблем нет за счет того, что сама кабина обладает большой площадью остекления и в базовой комплектации экскаватора есть камеры заднего и бокового вида. Изображение с них выводится на дисплей в двух режимах, режимы можно переключать;
  • также на машине установлено мощное освещение: современная светодиодная балка мощностью 300 Вт со сплошным светом на кабине оператора и две фары рабочего света на стреле. Дополнительно можно укомплектовать экскаватор фарой заднего вида;
  • в базовой комплектации у экскаватора есть различное навесное оборудование: гидроборы, вибротрамбовки, дорожные фрезы. В зависимости от задач, которые стоят перед машиной, можно подключить различные сменные инструменты, помогающие расширить ее фукнционал: дробильно-сортировочные ковшы, грейферы, гидроножницы, бетоноломы;
  • для обеспечения безопасности работы с обеих сторон кузова находятся огнетушители, в кабине есть третий. Помимо этого, в моторном отсеке установлены два автоматических порошковых огнетушителя, срабатывающих автоматически при определенной температуре. Также в гидрораспределитель встроены специальные тормозные клапаны.

Протестировать свои разработки в полевых условиях компания «РарТЭК» доверяет своим партнерам. В ходе тестовой эксплуатации экскаватора компания сможет получить возможность не только проверить технико-экономические и эксплуатационные характеристики, но и объективно оценить сильные и слабые стороны проекта.

После проведения тестовых испытаний экскаватора UMG на СПГ компания готова будет принимать заказы на поставку данного вида техники. Не останавливаясь на достигнутом, совместно с партнерами РариТЭК продолжает работу над расширением линейки дорожно-строительной техники на СПГ, предлагая рынку новые инновационные решения.
Где можно познакомиться с разработками холдинга РариТЭК в сфере СПГ?
Первый гусеничный экскаватор в России на СПГ-топливе UMG E330C и другие инновационные технологические решения РариТЭК будут представлены в ближайшее время на двух отраслевых выставках.

Первая — Петербургский международный газовый форум — пройдет 5–8 октября 2021 года в
г. Санкт-Петербурге, по адресу: Петербургское шоссе, 64/1, ЭКСПОФОРУМ, пав. F, G, H, конгресс-центр, в рамках форума на выставочной экспозиции «РариТЭК» состоится торжественная передача экскаватора на тестовую эксплуатацию.

Вторая — 19-я международная выставка для профессионального общения со специалистами
ПАО «Татнефть» — пройдет 20–22 октября 2021, в г. Альметьевске, по адресу: ул. Белоглазова, 62a, ДЮСШ по футболу.

Приглашаем всех заинтересованных участников рынка СПГ, а также руководителей и специалистов, заинтересованных в производстве и покупке газомоторной техники, посетить стенды РариТЭК и лично пообщаться со специалистами компании.
РТ, г. Набережные Челны,
ул. Старосармановская, 18

8 800-333-25-52
© Экспозиция Нефть Газ. Научно-технический журнал. Входит в перечень ВАК
+7 (8552) 92-38-33